PostHeaderIcon Пойдем подружимся с весной…

Газель весенняя

армянский поэт Сармен (1901-1984)

Тепло на землю солнце шлет, – пойдем подружимся с весной.
Фиалок пляшет хоровод, – пойдем подружимся с весной.

Повсюду звон, и шум, и плеск, бегут ручьи во все края.
Бурлят потоки вешних вод, – пойдем подружимся с весной.

Подснежник белые уста с улыбкой нежною открыл,
Пробился к свету он сквозь лед, – пойдем подружимся с весной.

В лучах купаясь и резвясь, смотря восторженно на мир,
Песнь о любви цветок поет, – пойдем подружимся с весной.

Кукушка голос подала, летят с чужбины журавли,
Крылом вожак упрямо бьет, – пойдем подружимся с весной.

На нашем тополе гнездо поспешно аист обновил,
Исполнен важных он забот, – пойдем подружимся с весной.

А зелень гуще с каждым днем, зеленый океан разлит.
И сердце отдыха не ждет, – пойдем подружимся с весной.

Это стихотворение тронуло меня не только красотой и мелодичностью, но и необычной формой (а я люблю разные необычные формы стиха). Это газель (или газелла) – вид персидского стихосложения. Вот цитата из “Словаря литературных терминов”:

Возникла газель в 7 веке и исполнялась под аккомпанемент струнного инструмента.

Суть этой персидской строфы заключается в том, что два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму:

|——| а |——| а |——|——| а

Имея народное происхождение, песенки, построенные по этому закону, долгое время принадлежали к устной поэзии. Когда стали их записывать и писать новые стихотворения по этой схеме, обычно размещали эти отрезки так:

|——| а

|——| а

|——|

|——| а

Отсюда персидская строфа стала трактоваться обычно, как «персидское четверостишие», хотя весьма неконструктивным должен показаться закон безрифменности именно одной третьей строки.

В. Брюсов («Опыты», 1918) делает большой шаг вперед; он пишет: «Так наз. персидские четверостишия суть, собственно, «двустишия с постоянной внутренней рифмой перед 1-й цезурой»; вот почему 3-й стих (в сущности, «полустишие») остается «без рифмы».

Приводимые в книге примеры пишет все же четверостишиями.

«Есть в жизни миги счастья, есть женщины, вино.
Но всем на ложе смерти очнуться суждено.
Зачем же краткой явью сменяются сны жизни
Для тысяч поколений, — нам ведать не дано».

В тех же случаях, когда 3-я строка каталектически равна остальным, он пишет персидское четверостишие по схеме: а а а’ a’.


Предлагаю трактовать персидскую строфу, как трехстишие:

|——| а

|——| а

|——|——| а

Этим мы, может быть, объясним название Газеллы.

В моей песне ревнивый страх.
Испугалась газель в горах.
Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.

При такой трактовке схема обычного типа Газеллы будет очень проста: два укороченных стиха, дальнейшие (неопределенное число) вдвое длиннее. Во всех стихах: одна рифма:

|——————| а

|——————| а

|——————————————| а

|——————————————| а

|——————————————| а

|——————————————| а

и т. д.

Тогда второй тип Газеллы предстанет схематически в таком виде:

|————| а |——| в

|————| а |——| в

|——————| а |——| в

|——————| а |——| в

|——————| а |——| в

|——————| а |——| в

и т. д.

Отрезок в — постоянный повтор (припев) – редиф, обычно очень короткий, одно-два слова.

Восточная музыка и поэзия, в частности, основаны на гипнотической силе повторных волн. 

Вот такая поэтическая медитация. Сохраню методологию в блоге – вдруг и сама сподвигнусь когда-нибудь написать такое…

Интересное на эту тему:

Комментарии (6) на “Пойдем подружимся с весной…”

Оставить комментарий

Арома-видео!
МЫ НА YOUTUBE
Что-то ищете?
Самые популярные
Управление

Для расширенных возможностей блога зарегистрируйтесь или войдите:

Для регистрации вводите имя пользователя на английском, а ник можно будет потом по-русски написать в профиле.

Статистика
Яндекс.Метрика
free counters