История про запахи от дедушки Зигмунда
Продолжаю читать “Ароматы и запахи в культуре”, в прошлый раз тоже давала интересную мне цитату и ссылку на торрент.
Местами ну ооочень скучно. Но поскольку я читаю эту книгу перед сном (по паре глав), то это хорошо – я быстро засыпаю Но местами есть интересные моменты. Вот например, история от Зигмунда Фрейда меня заинтересовала. Наверное сказывается психиатрическое прошлое. Дедушка Зигмунд – не такой достоверный источник (в полной версии статьи рассказывается о его друге, на мнение которого Фрейд полагался, тот лечит все болезни операцией в носу и как то забыл у пациентки в голове полметра бинта), и 100% на веру его принимать не стоит, но в любом случае, история мне интересна. Надеюсь, и вас развлечёт.
В 1892 г. кто-то из коллег направил к Фрейду молодую англичанку, которая служила гувернанткой в семье управляющего заводом, жившего в пригороде Вены, и страдала парадоксальными ольфакторными расстройствами. Она ощущала запахи и слишком сильно, и слишком слабо: из-за гнойного ринита у нее развилась аносмия, но в то же время ее преследовали тяжелые ольфакторные галлюцинации. Кроме того, она жаловалась на усталость, подавленное состояние, тяжесть в голове и отсутствие аппетита. Поначалу Люси Р. мучит запах подгоревшего пирога.
Когда она забавы ради занималась готовкой с двумя маленькими дочками хозяина, почтальон принес ей письмо от матери, живущей в Глазго. Она хочет его открыть, но девочки не дают ей это сделать.
Дети весело прыгают вокруг меня, и вдруг доносится сильный запах горелого. Девочки оставили в плите пирог, и он подгорел. Этот запах преследует меня, я чувствую его все время, и он усиливается, когда я нервничаю.
Таким образом, в реальности запах возникает впервые в связи с конфликтом интересов: вернуться к матери или остаться с детьми, вверенными ее попечению. Столкновение двух противоречащих друг другу стремлений придало мелкому происшествию травматический характер.
Но почему в качестве мнемонического символа этой сцены был выбран запах — ведь у нее был насморк и обоняние почти отсутствовало?
Фрейд подозревает, что подобная мелочь не могла вызвать истерию. Скорее всего, девушка — быть может, сама того не зная — влюблена в хозяина. Она охотно это признает. Однако, вопреки ожиданиям, никакого значительного улучшения не происходит: теперь ее мучит другой запах — запах сигары. «Должно быть, этот запах существовал и раньше, но был заслонен запахом подгоревшего пирога. Теперь же он появился в чистом виде».
Напомним, что Фрейд был большим любителем сигар и что этот запах мог сыграть определенную роль в процессе переноса. Когда он появился, Люси Р. не знает. Сильно надавливая рукой ей на лоб, Фрейду удается вызвать некий образ:
утро, завтрак, все сидят за столом в столовой. У них в гостях главный бухгалтер, старый господин, который любит дочерей хозяина как родных. Девочки прощаются с бухгалтером, он хочет их поцеловать. Вдруг хозяин вскакивает и кричит ему: «Не целуйте детей!»
Во мне словно все перевернулось, а поскольку мужчины уже курили, у меня в памяти и остался этот запах.
Анамнез продолжается.
Возникает еще более далекое воспоминание: одна гостья поцеловала девочек в губы. После ее ухода присутствовавший при этом отец осыпает гувернантку гневными и несправедливыми упреками; одновременно рушатся и все ее любовные надежды.
Тем самым обнажается подлинная травма.
Через пару дней Люси Р. кажется другим человеком, веселым и радостным. Назальная чувствительность и рефлексы почти полностью восстанавливаются. Она начинает различать запахи.
P.S.: Вот такая занятная история… Запах тут играет роль маркера стресса? Как якорь негативных состояний – зацепился за один стресс и проецируется на другой? Вот интересно, а как впоследствии девушка себя чувствовала – неужели от осознания вся истерия прошла?..
И, правда, интересно, от чего и как?
[Ответить]
Ольга Мамистова Reply:
апреля 29, 2013 at 11:34
У Фрейда, в психоанализе ведь как – “осознал и прошло”. Запахи тут помогли “выйти на след” истинных причин истерии. Они как якоря нескольких ситуаций.
Другое дело, как-то просто это кажется, интересен длительный прогноз)))
[Ответить]
Anna Reply:
апреля 29, 2013 at 11:58
По-моему, так просто не бывает. Ну осознал, может полегчать, а может и нет. Как с комплексами. От осознания того, что кто-то что-то неудачно в твоем детстве ляпнул, комплекс не уйдет.
[Ответить]
Ольга Мамистова Reply:
апреля 29, 2013 at 12:06
Так это заря современной психотерапии – Фрейд это такой источник… Не факт что всё было именно так, как он написал.
Во времена популярности психоанализа на западе – у многих обеспеченных людей был свой психоаналитик, они ходили к нему ГОДАМИ!))) То есть было какое-то временное облегчение, типа того, которое бывает после того, как тебя внимательно выслушают. А чтобы быть счастливым, нужно менять и жизнь, и себя. А это уже технологии личностного роста)))
[Ответить]
Anna Reply:
апреля 29, 2013 at 13:39
Людям просто надо было выговориться, не потеряв лица перед знакомыми людьми)))
Рост – всегда требует усилий, а не просто свободных ушей.)
[Ответить]
Ольга Мамистова Reply:
апреля 29, 2013 at 14:54
Ага, исповедальня в католичестве тоже эту роль играет
Не так много людей готово менять себя, привычки, убеждения… Особенно, в прошлом веке, что ли… Сейчас таких людей явно больше, причем из предыдущего поколения тоже много. Это меня радует.
…Ща ещё одну цитату из книги выложу, про средневекового европейского врача-ароматерапевта)))